Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма. Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе. Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.
Причины патологии
Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.
Фактор риска | Краткая характеристика |
---|---|
Наследственность | У маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии. А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу. Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов |
Проблемная беременность | Если у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения:
маточное кровотечение; |
Заболевания | Очень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий |
Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.
Врачи отмечают, что атипичный аутизм у детей представляет собой сложное и многообразное состояние, которое требует внимательного подхода. Специалисты подчеркивают, что проявления атипичного аутизма могут значительно варьироваться, что затрудняет диагностику. Часто такие дети демонстрируют определенные социальные и коммуникативные трудности, но в отличие от классического аутизма, их симптомы могут быть менее выраженными.
Медики рекомендуют раннюю диагностику и индивидуализированный подход к терапии, включая поведенческую терапию и поддержку в образовательной среде. Важно, чтобы родители и педагоги были вовлечены в процесс, создавая поддерживающую атмосферу для ребенка. Врачи также акцентируют внимание на необходимости междисциплинарного взаимодействия, чтобы обеспечить комплексную помощь и улучшить качество жизни детей с атипичным аутизмом.
Формы патологии
Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:
- Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
- У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).
Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.
Отличия классической формы и атипичной
Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:
- атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
- классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
- характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.
Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.
Атипичный аутизм у детей вызывает множество обсуждений среди родителей, педагогов и специалистов. Многие отмечают, что симптомы могут проявляться по-разному, и это затрудняет диагностику. Родители часто делятся историями о том, как их дети проявляют уникальные способности в определённых областях, таких как музыка или математика, что иногда затмевает трудности в общении и социализации. Педагоги подчеркивают важность индивидуального подхода к каждому ребенку, чтобы создать комфортную среду для обучения. Специалисты рекомендуют раннюю диагностику и вмешательство, что может значительно улучшить качество жизни детей с атипичным аутизмом. Обсуждения на форумах и в социальных сетях помогают родителям находить поддержку и обмениваться опытом, что особенно важно в непростых ситуациях.
Особенности и симптоматика заболевания
Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:
- Социальная адаптация.
- Развитие правильной речи.
- Творческая сторона мышления.
Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:
- Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
- Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.
Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.
О том, что такое аутизм, родители могут узнать из комментария опытного специалиста.
Видео — Что такое аутизм?
https://youtube.com/watch?v=2taNJJJnXZU%3Fwmode%3Dtransparent
Эмоциональное развитие также страдает. Такая форма патологии характеризуется полным отсутствием невербальной коммуникации. То есть, больной со стороны кажется равнодушной и безразличной ко всему окружающему личностью.
Следуют отметить, что дети, страдающие атипичным аутизмом, отличаются высоким уровнем раздражительности, они со сложностью воспринимают окружающую действительность и не могут гибко мыслить.
Внимание! На ребенка легко могут повлиять внешние раздражители (яркий свет, громкий звук), которые приведут к чрезмерно эмоциональной реакции.
Несмотря на различные формы проявления атипичного аутизма, выделяют общую симптоматику:
- нарушение коммуникабельности (во время коммуникации зрительный контакт отсутствует);
- нежелание иметь социальные контакты, заводить дружеские отношения со сверстниками;
- с сильным затруднением усваиваются новые словесные конструкции, а прежние заученные словесные элементы быстро забываются;
- наблюдаются ярко выраженные проблемы во взаимодействии с окружающими людьми;
- вся информация, что поступает к больному, воспринимается буквально, без разграничений на смысловую и переносную;
- невербальное общение (проявление эмоций) также воспринимается очень буквально, а порой и вовсе без понимания;
- отсутствие умения выражать эмоциональные состояния;
- полное безразличие к внешнему миру;
- привычный монотонный образ жизни;
- погружение в себя;
- длительное время провождения над непонятным делом (раскладывание и перекладывание каких-либо предметов) без реакции на внешнее окружение;
- атипичная реакция на что-то новое, особенно, если это звук, запах.
Это важно! Признаки аутизма в основном проявляются уже в первые годы ребенка, однако родители долгий период времени могут не замечать этого, считая замкнутость малыша его индивидуальной особенностью. Затем психические нарушения с последующими проблемами взаимодействия в социуме становятся более выраженными, тогда встает проблема лечения заболевания.
Прогнозы для ребенка
Если малышу поставлен диагноз атипичный аутизм, то это еще не значит, что он не сможет нормально развиваться. Несомненно, некоторые отличия в поведении будут заметны, но, несмотря на это ребенок может полноценно учиться в стандартном учебном заведении и находиться в обычном обществе.
К сожалению, действенного метода устранения недуга не существует, в данном случае применяется только симптоматическая терапия. Помимо того, ребенку придется всю последующую жизнь наблюдаться у невропатолога. Таким образом, специалист поможет своевременно выявить период обострения и назначить действенное лечение.
С наглядным поведением детей, страдающих от аутизма, а также комментарий воспитателей, можно посмотреть в видеоролике.
Видео — Аутизм: развитие и социализация
https://youtube.com/watch?v=4yq8D9EUQZs%3Fwmode%3Dtransparent
Как проходит диагностика
Классическая форма патологии значительно отличается от атипичного аутизма. Специалистам крайне затруднительно диагностировать данную форму нарушения, поэтому для точной постановки диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Для того, чтобы подтвердить диагноз у ребенка, необходимо заключение нескольких врачей: невропатолога, терапевта, невролога, психиатра, психолога, отоларинголога. Только после обследования данных специалистов можно предпринимать какие-либо действия по устранению симптоматики.
Бывают случаи, когда родители отрицают присутствие данной патологии у ребенка, объясняя нарушенную речь проблемами со слухом. Но, консультация специалиста и детальная диагностика зачастую опровергают этот факт, и подтверждают неутешительный диагноз.
Справка! Больной ребенок часто погружается глубинно в себя, поэтому реакция, и в особенности восприятие звуков, игнорируется. Поэтому родителям нередко со стороны кажется, что их ребенок страдает плохим слухом.
Проявляться данное расстройство детской психики может по-разному, следовательно, выраженность симптоматики будет варьироваться:
- Легкая форма патологии практически незаметна у ребенка, поэтому подтвердить диагноз способны лишь опытные врачи.
- Более сложная форма проявляется в виде типичной симптоматикой, которая легко отслеживается внимательными родителями.
Систематическое наблюдение за поведением малыша в разных ситуациях поможет воссоздать полную клиническую картину. Первые проявления обычно замечают именно родители, поскольку копирование психоэмоциональных состояний, поведения и прочей информации у ребенка происходит именно от ближайших родственников.
Осторожно! Если родители заметили странность в поведении малыша, замкнутость от внешнего мира, то рекомендуется проконсультироваться с несколькими специалистами.
Причины возникновения патологического психического расстройства изучены недостаточно, поэтому нет точной схемы устранения заболевания. Специалисты рекомендуют регулярно наблюдаться у невролога и блокировать проявления аутизма с помощью систематической терапии.
Основы лечебной терапии
Терапевтическая тактика, направленная на устранения атипичного психического расстройства на сегодняшний день отсутствует в меру недостаточной изученности проблемы. Основное лечение основывается на симптоматической блокировке проявлений. Улучшение самочувствия и эмоционального состояния малыша проходят благодаря успешной терапии. Стоит сделать акцент на том, что терапия потребует особого внимания к пациенту и длительного времени.
Обратите внимание! Родители должны иметь понимание, что забота за ребенком, имеющим некоторые психические расстройства, требует приобретения определенных медицинских навыков.
Специалист определяет ребенку исключительно индивидуальную терапию, которая сможет эффективно помочь устранить тревожную симптоматику и улучшить состояние малыша.
Даже, если у ребенка диагностирована легкая форма патологии, то курс лечения все равно будет длительным. В первую очередь, необходимо проводить с малышом специальные занятия, что включают терапевтические сеансы. Благодаря чему малыш будет идти на поправку.
Это важно! Несмотря на эффективность терапевтических методик, окончательно вылечить атипичный аутизм невозможно. Медицина не имеет действенных препаратов, способных окончательно блокировать психический недуг, как у взрослого, так и у ребенка.
Стоит обратить внимание родителей, что профилактических мероприятий по предотвращению атипичного аутизма у малышей не существует. Между тем, если диагноз подтверждается, то терапия является обязательным фактором, который поможет блокировать основные проявления недуга и асоциализироваться ребенку в обществе.
Вопрос-ответ
Как ведут себя дети с атипичным аутизмом?
Они окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия, проявляют странности в поведении и времяпрепровождении – часами могут раскладывать предметы, будучи при этом погруженными в себя и не реагируя на внешние раздражители.
Чем отличается атипичный аутизм от аутизма?
От обычного аутизма следует отделять атипичный аутизм. На первое место выходят сложности во взаимодействии с окружающими, а нарушения речи и стереотипность движений страдают не так сильно. Дети с атипичным аутизмом повторяют слова за окружающими, часто говорят только на интересные им темы.
Как понять, что у тебя атипичный аутизм?
Трудность установления зрительного контакта и избегание егоТрудности в вербальном общении или общении с помощью языка телаПовторяющееся навязчивое поведениеНенормальное социальное поведение и трудности в общенииПроблемы с моторным развитием
Как лечится атипичный аутизм?
Детский атипичный аутизм корректируется несколькими методами сразу. Если у ребенка есть умственная отсталость, асоциальное поведение, назначаются психотропные препараты. Они подбираются индивидуально врачом. Для социализации и обучения различным навыкам требуется психотерапия.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки. Если вы замечаете у ребенка трудности в общении, необычные интересы или поведение, которое отличается от сверстников, не откладывайте визит к специалисту. Раннее вмешательство может значительно улучшить качество жизни ребенка.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку стабильный распорядок дня и предсказуемую обстановку. Это поможет ему чувствовать себя более комфортно и безопасно, что особенно важно для детей с атипичным аутизмом.
СОВЕТ №3
Заботьтесь о своем эмоциональном состоянии. Уход за ребенком с атипичным аутизмом может быть эмоционально сложным. Не забывайте о собственном здоровье и ищите поддержку у друзей, семьи или профессионалов, чтобы избежать выгорания.
СОВЕТ №4
Обучайте навыкам социального взаимодействия. Используйте игры и ролевые ситуации, чтобы помочь ребенку развивать навыки общения и взаимодействия с другими. Это может быть полезным как в школе, так и в повседневной жизни.